Ссылка на копию документа, содержащего сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Сведения о средствах обучения и воспитания
Состав средств обучения, используемых в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности научно-педагогических работников и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития, определяется с учетом требований к результатам освоения образовательной программы и имеющегося материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Государственный университет «Дубна» располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практических и научно-исследовательских работ обучающихся, предусмотренных образовательными программами. Обучающиеся имеют доступ к специально оборудованным лабораториям и специализированным аудиториям, компьютерным классам. В образовательном процессе используются наглядно-дидактические материалы: тематические демонстрационные стенды и комплексы, плакаты, постановочные модели, наглядные пособия, электронные презентации и проч.
Учебные аудитории университета укомплектованы специализированной мебелью и предназначены для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), а также проведения групповых и индивидуальных консультаций, мероприятий текущего контроля и промежуточной аттестации.
Учебные занятия проводятся в аудиториях, укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: экранами, проекторами, ноутбуками (стационарными или переносными).
Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебной и учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, к ресурсам электронных библиотечных систем и другим материалам.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы. Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы включает официальные издания, нормативно-правовые документы, сборники законодательных актов, отраслевые периодические издания по каждому направлению подготовки или специальности, справочно-библиографическую литературу, энциклопедии, справочники, словари, библиографические пособия и научную литературу.
Приоритетными направлениями воспитательной работы в государственном университете «Дубна» являются:
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности выпускника;
- воспитание нравственных качеств, интеллигентности, развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
- сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственности, формирование чувства университетской солидарности, формирование у студентов патриотического сознания;
- укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.
В государственном университете «Дубна» создана социокультурная среда вуза и благоприятные условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.
Руководит воспитательным процессом ректор университета, Ученый совет и проректор по учебной и воспитательной работе. На уровне кафедр университета воспитательную работу организуют заведующие кафедрами. Для социализации и адаптации студентов действует система кураторов учебных групп. На кафедрах назначаются кураторы учебных групп из числа наиболее опытных и подготовленных сотрудников кафедры. Воспитательная работа является неотъемлемой частью профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава.
Большое значение в университете придается развитию системы студенческого самоуправления, молодежных общественных движений, творческих коллективов, ставящих своей целью активное участие в совершенствовании российского общества. Университет создает необходимые условия для создания и поддержки студенческих клубов, коллективов по интересам, спортивных команд и т.п.
Задачи воспитания реализуются как через содержание преподаваемых учебных дисциплин (модулей), через воспитание личным примером профессорско-преподавательского состава, так и через создание благоприятной воспитывающей среды через внеучебную деятельность студентов. Для выполнения этой задачи государственный университет «Дубна» обладает уникальными особенностями. Прежде всего, это наличие в Дубне научно-исследовательских, научно-производственных предприятий, что позволяет формировать воспитательных процесс на научно-исследовательских традициях, достижениях градообразующих предприятий.
Обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной деятельностью и научно-исследовательской работой предусматривает:
- усиление внимания всех кафедр к общекультурной, гуманистической и нравственно-этической функциям образования;
- внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения, информационных, организационно-методических систем обеспечения учебного процесса, использование в содержании и технологиях обучения социологических и психологических методик педагогики толерантности;
- усиление мотивации обучающихся к участию в научных исследованиях кафедр;
Патриотическое и гражданско-правовое воспитание включает в себя:
- формирование у студентов политической культуры, политической сознательности и грамотности; умение вести дискуссию, оценивать общественное явление;
- формирование у студентов гражданского самосознания, знаний по проблемам патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения;
- формирование юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности, правовых норм и законов;
- воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности.
Экологическое воспитание и образование предусматривает:
- формирование экологической культуры, то есть овладение студентами определенным набором фундаментальных знаний и представлений об окружающем мире, формирование понимания родства с природой, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности, умение использовать экологические принципы во всех областях человеческой деятельности;
- воспитание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа – общество – человек.
Процесс духовно-нравственного воспитания в университете предполагает организацию помощи студентам в преодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п. в рамках принятых общественных норм.
Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью процесса воспитательной работы и направлено на формирование у обучаемых активного физического, спортивного, здорового образа жизни путем расширения форм участия в спортивной жизни университета.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности у обучаемых в постоянном восприятии и понимании произведений искусства, формирования интереса по всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию его содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, умение противостоять влиянию «массовой» культуры низкого эстетического уровня.
Основные формы воспитательной работы в государственном университете «Дубна»:
- реализация воспитательных задач в ходе учебного процесса (через преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей));
- организация мероприятий по адаптации и социализации студентов младших курсов, развитие системы кураторства;
- развитие и поддержка системы студенческого самоуправления и соуправления, содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений. Обучение студенческого актива, старост учебных групп формам воспитательной, культурно-досуговой работы;
- информационное обеспечение воспитательного процесса, поддержка и развитие средств массовой информации в государственном университете «Дубна»;
- организация и проведение мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию студентов;
- создание и организация работы творческих, спортивных, объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам;
- проведение культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов;
- организация работы по формированию и развитию традиций государственного университета «Дубна», знания и уважения его истории, воспитание корпоративной культуры у студентов университета;
- организация работы общежитий университета, мониторинг состояния жилищных условий в студенческих общежитиях, наведение и поддержание порядка, выполнение социальных и санитарных норм в соответствии с действующим законодательством;
- взаимодействие с органами опеки и попечительства всех уровней, представителями Уполномоченного по правам человека в Московской области, мероприятия, направленные на внедрение в практику работы университета модели социально-трудовой адаптации как одного из условий социализации студентов-сирот, студентов оставшихся без попечения родителей, а также студентов с ограниченными физическими возможностями и инвалидов;
- работа по развитию социальной защиты студенческой молодежи, выполнению требований действующего законодательства в области социальной защиты молодежи;
- организация работы по проведению социологического мониторинга проблем студенческой жизни, организация психологической поддержки и консультационной помощи студентам;
- развитие форм морального и материального поощрения участников воспитательного процесса (конкурс на лучшего преподавателя, лучшего студента, лучшую учебную группу);
- активное участие в международных, общероссийских, региональных студенческих, молодежных общественных мероприятиях. Развитие связей с зарубежными молодёжными и студенческими организациями.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для сотрудников и обучающихся университета "Дубна" обеспечивается через электроно-информационную образовательную среду (ЭИОС) вуза:
1. ЭИОС университета предназначена для:
- обеспечения информационной открытости Университета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- организации и поддержки образовательного процесса по реализуемым образовательным программам;
- обеспечения доступа обучающихся и работников Университета, вне зависимости от места их нахождения, к ЭИР и ЭОР посредством использования информационно - телекоммуникационных технологий и сервисов.
- повышения эффективности и качества образовательного процесса, научно-исследовательской и других видов деятельности университета.
2. ЭИОС обладает едиными правилами и алгоритмами (типовым набором сервисных функций, документированием хода образовательного процесса, каталогизацией информационных ресурсов среды.
3. Функционирование ЭИОС обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование ЭИОС обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
4. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами ЭИОС университета обеспечивает:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), прак¬тик, к изданиям электронных библиотечных систем и ЭОР, указанным в рабочих программах университета;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация ко-торых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образователь-ного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхрон-ное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
5. Основными элементами ЭИОС Университета являются:
5.1. Электронные информационные ресурсы (ЭИР):
- портал университета http://www.uni-dubna.ru/ и его контент, включающий разделы структурных подразделений университета;
- электронную библиотечную систему университета «Дубна»;
- базы данных и файловые системы, используемые в образовательном процессе;
- внешние электронные информационные системы, доступ к которым организован через сеть Интернет на основании договоров и лицензионных соглашений.
5.2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
- электронные библиотечные системы и электронные библиотеки, доступ к которым осуществляется на основе договоров и лицензионных соглашений;
- база основных образовательных программ, рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств и т.п.;
- база учебных, учебно-методических, организационно-методических и организационных материалов;
- база данных фонда библиотеки, включающего печатные, электронные и аудиовизуальные документы на русском и иностранных языках.
5.3. Доступ к ЭОИР обеспечивают:
- официальный сайт университета «Дубна»;
- официальные сайты филиалов;
- личный кабинет обучающегося университета «Дубна»;
- личный кабинет преподавателя университета «Дубна»;
- сайт научной библиотеки;
- портал дистанционного обучения на базе программного обеспечения Moodle;
- корпоративная служба электронной почты;
- система авторизованного индивидуального доступа к ЭИР университета;
- автоматизированная система управления «1С Университет».
- другие автоматизированные системы, используемые в организации образовательного процесса и обеспечивающие доступ к ЭИР ЭИОС.
5.4. Пользователи ЭИОС:
- обучающиеся университета «Дубна»;
- научно-педагогические работники университета «Дубна»;
- работники университета «Дубна», участвующие в образовательном процессе;
5.5. Средства вычислительной техники:
- серверное оборудование университета «Дубна»;
- компьютеры, эксплуатируемые в университете «Дубна»;
- ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие портативные, мобильные персональные компьютеры;
- средства организационной и множительной техники;
- мультимедийное оборудование и др.;
5.6. Компоненты телекоммуникационной среды, обеспечивающие работоспособность ЭИОС:
- локальная компьютерная сеть университета «Дубна»;
- беспроводная сеть Wi-Fi;
- узел доступа в Интернет.
6. ЭИОС университета «Дубна» предоставляет обучающимся и научно-педагогическим работникам доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и ЭОР, указанным в рабочих программах университета при условии предварительной авторизации (ввода логина и пароля) на сайте университета.
7. Фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы осуществляется в ЭИОС университета «Дубна» с помощью средств автоматизированной системы управления «1С Университет». Внесение соответствующих данных в систему осуществляют авторизованные сотрудники учебного отдела или деканатов (ИСАУ). Доступ обучающегося и(или) его законного представителя к указанным данным осуществляется через личный кабинет обучающегося.
8. Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, осуществляется самим обучающимся с помощью инструментов личного кабинета ЭИОС университета «Дубна». Рецензии и оценки на работы со стороны участников образовательного процесса производятся непосредственно в ходе реализации учебного процесса. Копия работы, содержащая оценку и(или) рецензию, сохраняется в портфолио обучающегося в его личном кабинете в ЭИОС университета «Дубна».
9. ЭИОС университета «Дубна» предоставляет следующие инструменты для организации взаимодействия между участниками образовательного процесса:
- обмен личными и(или) групповыми сообщениями с помощью чата, доступного в личных кабинетах сотрудников и обучающихся, позволяет организовать синхронное и(или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
- контактная информация, в частности e-mail, представленные на персональных страницах сотрудников на портале университета «Дубна», позволяет организовать асинхронное взаимодействие между участниками учебного процесса с возможностью обмена как сообщениями, так и необходимыми учебными и методическими материалами.
- при реализации обучения с применением дистанционных технологий на базе Центра дистанционного обучения ИСАУ, взаимодействие между участниками образовательного процесса организуется с применением инструментария платформы Moodle, программно-технических средств видеосвязи, виртуализации и облачных технологий.