Государственный университет «Дубна» NEW

Экзамены кандидатского минимума

За время обучения в аспирантуре аспирант сдает экзамены кандидатского минимума:
1 - иностранный язык;
2 - история и философия науки;
3 - специальность.
В течение первого года обучения идет подготовка к сдаче и сдача экзаменов по иностранному языку и истории и философии науки.
Экзамен по специальности назначается каждой кафедрой в соответствии с учебным планом подготовки аспирантов кафедры.      

 

             Кандидатский экзамен по иностранному языку проводится в два этапа:

на первом этапе аспирант выполняет письменный перевод научного текста по специальности на язык обучения. Объем текста - 15 000 печатных знаков.

Успешное выполнение письменного перевода является условием допуска ко второму этапу экзамена. Качество перевода оценивается по зачетной системе.

Пример титульного листа перевода

Второй этап экзамена проводится устно и включает в себя три задания:

·         Изучающее чтение оригинального текста по специальности. Объем 2500-3000 печатных знаков. Время выполнения работы - 45-60 минут. Форма проверки: передача извлеченной информации осуществляется на иностранном языке (гуманитарные специальности) или на языке обучения (естественнонаучные специальности) .

·         Беглое (просмотровое) чтение оригинального текста по специальности. Объем - 1000-1500 печатных знаков. Время выполнения - 2-3 минуты. Форма проверки - передача извлеченной информации на иностранном языке (гуманитарные специальности) и на языке обучения (естественнонаучные специальности).

·         Беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта.

 Различий в программах для разных направлений подготовки нет.

Пример программы кандидатского минимума по иностранному языку

           

                                Кандидатский экзамен по истории и философии науки проводится в два этапа:

на первом этапе аспирант изучает философию (лекции и самостоятельная работа) и историю науки (самостоятельная работа).

Форма проверки самостоятельного изучения истории науки - реферат.

Тема реферата формулируется в соответствии с темой диссертационной работы аспиранта и отражает исторический аспект диссертационного исследования. 

 Лист согласования темы реферата по истории и философии науки
На нем должны быть подписи аспиранта, научного руководителя аспиранта и заведующего кафедрой социологии и гуманитарных наук.

Аспирант пишет реферат; оформляет его в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации;

выступает с презентацией реферата на семинаре.

Пример титульного листа реферата (история и философия науки)

Успешное выполнение всех этапов работы над рефератом является условием допуска ко второму этапу экзамена. Качество выполнения оценивается по зачетной системе.

Второй этап экзамена проводится устно и включает :

-      два вопроса по философии,

   -    один вопрос по истории науки.

Вопросы по философии  одинаковы для всех направлений и профилей подготовки.

Вопросы по истории науки сформулированы по каждому профилю подготовки (специальности).

                                                                   Вопросы к кандидатскому экзамену по философии науки

  1. Наука в системе культуры как познавательная деятельность и социальный институт, дисциплинарная организация современной науки и междисциплинарные научные сообщества.
  2. Предмет философии науки: проблема соотношения философии и науки – позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
  3. Логический эмпиризм о соотношении теоретического и эмпирического языков науки: проблемы редукционизма и физикализма, верификации и интерпретации.
  4. Философия и история науки - социологический, культурологический и методологический подходы к исследованию развития науки, экстернализм и интернализм.
  5. Критический рационализм К. Поппера.
  6. Концепция исследовательских программ и рациональной реконструкции истории науки И. Лакатоса.
  7. Методологический анархизм П. Фейерабенда: принципы полифирации, постоянства и плюрализма.
  8. Историко-критический анализ концептуальных структур науки А. Койре.
  9. Инновации и преемственность в развитии науки («тематический анализ науки» Дж. Холтон,  «личностное знание» М. Поляни, С. Тулмин - эволюционная модель развития научного знания).
  10. Концепция научных революций Т. Куна: понятие парадигмы и научного сообщества.
  11. Основные стадии исторической эволюции научного знания: накопление преднаучных знаний в практической деятельности и в рамках мифологической картины мира, становление рациональной формы мышления о природе у античных натурфилософов - роль механических аналогий, природа (фюсис) и техника (тэхнэ) - естественное и искусственное.
  12. Основные исследовательские программы античной философии и науки: от корпускулярного представления Гераклита через теорию первичных и вторичных качеств и монадологию Лейбница до квантовой физики как вечно возвращающаяся мыслительная модель в истории философии и науки.
  13. Основные исследовательские программы античной философии и науки: софисты и Сократ формирование гуманитарной парадигмы анализа знания. Рождение социально-гуманитарного знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов».
  14. Основные исследовательские программы античной философии и науки: платоново-пифагорейская программа античной математики и ее воплощение в евклидовой геометрии, анализ ее концептуальной структуры Д. Гильбертом.
  15. Основные исследовательские программы античной философии и науки: философия природы Аристотеля, геоцентрическая картина мира, «Альмагест» Птолемея и коперниканская революция.
  16. Основные исследовательские программы античной философии и науки: геометризация механики и механизация геометрии у Архимеда как прецедент «научной техники» и «технизированной науки» и образцовый пример для построения Галилеем «геометро-кинематической схемы» для описания природных процессов.
  17. Средневековая наука (западная и восточная): «истины веры» и «истины разума» - метафизическая и геометрическая оптика, роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого («опытная наука» по Роджеру Бэкону), университеты и развитие логических форм научного мышления («бритва Оккама»), алхимия, астрология, магия — манипуляция с природными объектами.
  18. Формирование «проектной» (в отличие от традиционалистской канонической) культуры в эпоху Возрождения - человек как творец с маленькой буквы, учение о перспективе как геометрическая визуализация природы.
  19. Формирование идеалов экспериментального и математизированного естествознания в «новой науке» Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Институализация науки: университеты и академии наук.
  20. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: историческая смена типов научной рациональности.
  21. Науки о природе и науки о культуре. Проблема специфики гуманитарного знания.
  22. Специфика и структура эмпирического и теоретического знания. Роль оснований науки.
  23. Функции и исторические формы научной картины мира, взаимодействие научной картины и опыта, идеалы и нормы исследовательской деятельности.
  24. Становления научной теории как формы порождения научного знания. Структура и функционирование развитой научной теории: роль абстрактных объектов и процедуры конструктивного обоснования теоретических схем, обобщенные и частные теоретические схемы.
  25. Техника как предмет исследования естествознания. Естественные и технические науки.
  26. Научная и техническая теория - «технологическое» понимание современной научной теории.
  27. Особенности теоретических исследований в современном неклассическом естествознании и комплексных неклассических научно-технических дисциплинах.
  28. Системно-интегративные тенденции в современной науке: глобальный эволюционизм и сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания, междисциплинарные взаимодействия как фактор развития научного знания.
  29. Основы методологии системных исследований (системного подхода и общей теории систем, системного анализа и системотехники): основные системные представления и понятия, от организмизма и теории открытых систем Л. Берталанфи к новой парадигме теории систем Н. Лумана.
  30. Особенности современной постнеклассической науки и изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации: нелинейная динамика и синергетика в развитии современных представлений о сложно-организованных человеко-размерных системах.
  31. Математика и развитие научного знания в современной техногенной цивилизации: роль компьютерного моделирования и эксперимента.
  32. От постиндустриального общества к информационному обществу и обществу знания.
  33. Эпистемологическое содержание компьютерной революции: искусственный интеллект, инженерия знаний и виртуальная реальность.
  34. Влияние экологического кризиса на изменение парадигмы научного исследования, экспериментальной и технической деятельности: формирование новой формы проектно и проблемно-ориентированного исследования и нового понимания научно-технического прогресса концепции устойчивого развития.
  35. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов: проблемы социальной оценки научно-технического развития (прогностический и сценарный подходы).
  36. Научная и техническая этика, эколого- и биоэтика.
  37. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов, границы научного познания и технического воздействия на природу, общество и человека: проблемы поиска имеющегося знания и определения сфер незнания.
  38. Проблема государственного регулирования науки и роль общественности - повышение значимости «локального знания», наука и псевдонаука.

                                        Вопросы к кандидатскому экзамену по истории науки
Аналитическая химия

 

1.      Химия и философия.  «Предхимия» в рамках синкретической преднауки Древнего мира. Взаимосвязь этики, геометрии и превращения элементов у Платона. Химический аспект философии Аристотеля.

2.      Роль идеологии и ритуалов ранней алхимии в возникновении герметической философии, обрядов и символики масонства.

3.      Развитие органической химии и метаморфозы витализма. Химический состав Вселенной и представления о ее целостности.

4.      Общая характеристика и этапы развития основных исследовательских и аналитических методов химии.

5.       Развитие цивилизации, химические загрязнения и проблема «самоубийственных» химических технологий.

Физическая химия   

1.      Химия и философия. «Предхимия» в рамках синкретической преднауки Древнего мира. Взаимосвязь этики, геометрии и превращения элементов у Платона. Химический аспект философии Аристотеля.

2.      Роль идеологии и ритуалов ранней алхимии в возникновении герметической философии, а также обрядов и символики масонства. Развитие органической химии и метаморфозы витализма. Химический состав Вселенной и представления о ее целостности.

3.      Общая характеристика и этапы развития основных исследовательских и аналитических методов химии.

4.      Развитие цивилизации, химические загрязнения и проблема «самоубийственных» химических технологий.

5.      Биогеохимия В. И. Вернадского

Геофизика, геофизические методы поисков  полезных ископаемых

 1.      Социальные и гносеологические детерминанты становления и развития наук о Земле.

2.      Место наук о Земле в классификации наук, отношения с другими системами знания.

3.      Соотношение эмпирического и теоретического в современной геологии.

4.      Географическая среда как арена жизни человека. Географический детерминизм.

5.      Концепция В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере как проявление неклассического типа рациональности.
Геоэкология

 1.      Геоэкология как междисциплинарное научное направление. Социальные и гносеологические детерминанты становления и развития наук о Земле.

2.      Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов. Человек и природа в социокультурном измерении

3.      Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества. Стратегия коэволюции.

4.      Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.

5.      Место наук о Земле в классификации наук, отношения с другими системами знания.

6.      Концепции биосферы, ноосферы и экосферы в современных науках о Земле. Соотношение геосферы, социосферы и экосферы.

7.      Понятие устойчивого развития, его роль и стратегическое значение. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992).

8.      Историческая обусловленность возникновения социальной экологии. Этапы развития социально-экологического знания

9.      Экологические императивы современной культуры. Экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции.

10.  Принципы взаимодействия общества и природы; стратегия коэволюции. Пути формирования экологической культуры.
Радиобиология

1.        Иерархия радиочувствительности живой природы.       

2.      Использование атомной энергии в мирных и военных целях: методы социогуманитарной экспертизы последствий.

3.      Масштабы и характер радиоактивных загрязнений. Ядерные катастрофы, аварии и инциденты. Международная шкала ядерных событий (МАГАТЭ-88).

4.      Проблема социальных последствий открытия рентгеновских лучей и радиоактивности.

Системный анализ, управление и обработка информации

 

1.             Объект-предметная и методологическая взаимосвязь и взаимодействие естествознания, техники и технологии. Основные концепции философии техники.

 2.             Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание.

 3.             Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса.

 4.             Эволюция технических наук во второй половине ХХ в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.

 5.             Классические и неклассические технические дисциплины. Основные черты неклассических технических дисциплин.

 6.             Философские проблемы развития современной вычислительной техники.

 7.             Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике (Н. Винер).

 8.             Информационное общество и онтология социального проектирования. Роль методологии гуманитарных дисциплин в системном проектировании.

 9.             Социо-технические системы и современные методы управления ими.

 10.         Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон). Системно-кибернетические представления в технических науках.

11.         История становления информатики как междисциплинарного направления.

12.         Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

 13.         Интернет как инструмент новых социальных технологий.

 14.         Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.

 15.         Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

 16.         Современные информационные технологии в обучении: автоматизированные обучающие системы, образовательные мультимедиа технологи, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Управление в социальных и экономических системах

 1.      Становление современных концепций управления в социальных и экономических системах

2.      Развитие теорий управления в отечественной науке. Социально-философское значение концепции Н. Д. Кондратьева.

3.      Начало систематических статистических наблюдений и переход к изучению массовых процессов общественной жизни.

4.      Отечественная школа социально-экономических исследований

5.      Становление концепций прогнозирования, программирования и индикативного планирования.

6.      Социо-технические системы и современные методы управления ими.


Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

1.      Основные понятия греческой математики (число, величина, фигура, соизмеримость), их специфика. Становление понятия «бесконечность» в математике и философии и связанные с ним парадоксы.

2.             Философское содержание исходных математических понятий Нового времени (бесконечно малая, предел, интеграл, дифференциал, функция).

3.             Философский смысл дискуссии о доказательствах существования объекта. Доказательство как средство математического мышления. Эволюция понятия доказательства.

4.             Объект-предметная и методологическая взаимосвязь и взаимодействие естествознания, техники и технологии. Основные концепции философии техники.

 5.             Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание.

 6.             Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса.

 7.             Эволюция технических наук во второй половине ХХ в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.

8.             Классические и неклассические технические дисциплины. Основные черты неклассических технических дисциплин.

 9.             Философские проблемы развития современной вычислительной техники.

 10.         Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике (Н. Винер).

 11.         Информационное общество и онтология социального проектирования. Роль методологии гуманитарных дисциплин в системном проектировании.

 12.         Социо-технические системы и современные методы управления ими.

 13.         Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон). Системно-кибернетические представления в технических науках.

14.         История становления информатики как междисциплинарного направления.

15.         Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

 16.         Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

Общая психология, психология личности, история психологии

 1.      Психологические взгляды философов Милетской школы Древней Греции: душа как первооснова, отождествление души с одной из стихий (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2.      Зарождение эмпиризма в концепции Ф. Бэкона, новое понимание души и ее строения. Учение об «идолах» как источниках ошибок познания.

3.      Развитие рационалистических концепций психического. Выделение мышления в качестве критерия психического в теории Р. Декарта.

4.      Развитие различных модусов природы как основа истинности познания в теории Б. Спинозы. Его подход к решению психофизической проблемы. Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли.

5.      Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В Лейбница. Монадология, учение Лейбница о структуре души, понятие о бессознательном. Общие характеристика этапов и критериев истинности познания в рационализме.

6.      Сенсуализм в психологии. Теория Т. Гоббса. Учение о сознании и двух формах познания в концепции Д. Локка, критика теории врожденных идей.

7.      Обучение и просвещение как ведущие факторы формирования психики в теориях французских философов. Идеи Просвещения и их влияние на развитие психологической науки.

8.      Проблема гуманизма и отказ от схоластического представления о душе, развитие тезиса об опытном изучении души.

9.      Первые программы построения психологии как науки (В.Вундт, Ф.Брентано, И.М.Сеченов).

10.  Позитивизм О. Конта, его влияние на развитие психологии.

11.  Становление социальной психологии, появление различных подходов к проблеме взаимосвязи человека и общества.

 12.  Методологические проблемы современной психологии. Психология и общая методология науки. Основные представления о парадигмальном статусе психологии

13.  Философия и психология в отечественной науке. Научные школы.

14.  Влияние постпозитивизма, конструктивизма и постмодернизма на методологию психологии. Современные философские проблемы психологии.

Педагогическая психология

 1.      Материализм в представлениях античных философов о душе.

2.      Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека.

3.      Проблема гуманизма и отказ от схоластического представления о душе, развитие тезиса об опытном изучении души.

4.      Основные идеи психоанализа.

5.      Основные идеи культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

Экономика и управление народным хозяйством

 1.      Экономическая мысль ранних доиндустриальных обществ. Философские сочинения и хозяйственные рекомендации как основные источники экономической мысли.

2.      Экономическая мысль европейского средневековья. Фома Аквинский как  один из теоретиков экономический мысли Средневековья. Роль экономики в теории развития общества.

3.      Влияние философской теории позитивизма на экономические концепции эпохи промышленной революции

4.      Теории государственного регулирования экономики (экономический либерализм, кейнсианство, институциональное направление).

5.      «Идеальные типы» хозяйства в теории М. Вебера. Основные идеи его работы «Протестантская этика и дух капитализма».

6.      Экономическая теория марксизма и ее последующие интерпретации.

7.      Философия хозяйства Н. Булгакова.

8.      Социально-философский смысл трудов Н.Д. Кондратьева по экономической динамике и генетике.

9.      Философские проблемы экономики и управления  хозяйственной деятельностью в условиях глобализации

Социальная структура, социальные институты и процессы

 1.      Системное представление об обществе как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

2.      Многомерная социальная стратификация

3.      Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества

4.      Социальные институты в системе социальных связей
Теория и история права и государства;  история учений о праве и государстве

1.      Позитивистский и непозитивистский типы понимания права и государства

2.      Философия  права в системе социально-гуманитарного знания

3.      Специфика понимания права в традиционных обществах

4.      Учение о правах человека в контексте различных типов правопонимания

5.      Основания систематизации прав человека и разнообразие классификаций
Германские языки

1.      Язык в мифологической картине мира (происхождение языка, многоязычие, органическая взаимосвязь слов и вещей). Зарождение философии языка.

2.      Концепция языка и категории у Аристотеля («Категории», «Об истолковании»). Стоики (учение об этимоне, разработка грамматики)

3.      Лингвистические учения древнего и средневекового Востока . Знаковая теория блаженного Августина. Логика и грамматика. Спор об универсалиях. Номиналисты и реалисты (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Росцеллин, Абеляр, Фома Аквинский).

4.      Эмпиризм и рационализм в философии и науке XVII в. Их отражение в истории языкознания. Эмпирико-практическая (Ф.Бэкон, Дж. Уоллис, Дж. Локк) и рационалистическая (Декарт, Грамматика Пор-Рояля) трактовка языка.

5.      Синтез эмпиризма и рационализма в философской концепции Г.В. Лейбница и его лингвистическая деятельность.  Соотношение языка и мышления как центральная проблема языкознания.

6.      Языковая картина мира. Язык как связующее звено между социумом («общественностью») и человеком, антиномия «языка в человеке» и «языка вне человека». Стадиальная типология Гумбольдта.

7.      Антропоцентрические направления в современной лингвистике.

8.      Философские основания структурной лингвистики. Разнообразие научных школ.
Теория языка

 1.      Язык в мифологической картине мира (происхождение языка, многоязычие, органическая взаимосвязь слов и вещей). Зарождение философии языка.

2.      Концепция языка и категории у Аристотеля («Категории», «Об истолковании»). Стоики (учение об этимоне, разработка грамматики)

3.      Лингвистические учения древнего и средневекового Востока . Знаковая теория блаженного Августина. Логика и грамматика. Спор об универсалиях. Номиналисты и реалисты (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Росцеллин, Абеляр, Фома Аквинский).

4.      Эмпиризм и рационализм в философии и науке XVII в. Их отражение в истории языкознания. Эмпирико-практическая (Ф.Бэкон, Дж. Уоллис, Дж. Локк) и рационалистическая (Декарт, Грамматика Пор-Рояля) трактовка языка.

5.      Синтез эмпиризма и рационализма в философской концепции Г.В. Лейбница и его лингвистическая деятельность Соотношение языка и мышления как центральная проблема языкознания.

6.      Языковая картина мира. Язык как связующее звено между социумом («общественностью») и человеком, антиномия «языка в человеке» и «языка вне человека». Стадиальная типология Гумбольдта

7.      Антропоцентрические направления в современной лингвистике.

8.      Философские основания структурной лингвистики. Разнообразие научных школ.


Пример программы кандидатского минимума приведен ниже.

             Кандидатский экзамен по профилю подготовки проводится в соответствии с программой (приведены ниже).