Государственный университет «Дубна»
События

VI Открытый фестиваль ИСАУ в области ИТ: итоги

С 29 по 30 марта Институт САУ государственного университета «Дубна» провел уже ставший традиционным фестиваль для школьников и учащихся колледжей.

В мероприятии приняли участие более 120 школьников 4–11 классов и учащихся колледжей из Московской, Ярославской, Рязанской, Тверской, а также Костромской областей.

Программа фестиваля включала:
- мастер-классы по отдельной программе для четырех групп участников (две группы школьников 4–7 классов, одна группа 8–9 классов и еще одна группа 10–11 классов);
- Школу информационной безопасности для учащихся 8–11 классов;
- научно-практическую конференцию по двум секциям (4–7 класс и 8–11 класс);
- интеллектуально-развлекательную игру «ИТ-квиз» для всех участников.

Фестиваль открыла лекция известного иллюстратора «ВКонтакте» Михаила Голубя на тему «Как сделать профессией то, что ты любишь». Также участники посетили различные мастер-классы, которые проходили по индивидуальным программам, разработанным для каждой группы. Так, на мастер-классе по 3D-моделированию и печати школьники узнали про области применения и значение 3D-моделирования, изучили возможности программных продуктов для построения 3D-моделей и познакомились с технологией 3D-печати. А на мастер-классе по информационной безопасности ребятам рассказали о видах угроз и способах защиты от них, познакомили со средствами технической защиты информации и анализа защищенности веб-приложений. Мастер-класс по компьютерному дизайну запомнился участникам созданием иллюстраций в профессиональной дизайнерской программе Adobe Illustrator. В результате школьники смогли разработать законченный по смыслу и композиционному решению макет при помощи базовых инструментов программы.

Мастер-класс по робототехнике
Первый блок включал в себя небольшую лекцию о современном состоянии технологий разработки интеллектуальных систем, где ребят познакомили с основами разработки адаптивных и умных программ. Вторая часть заключалась в презентации роботов, которых студенты разрабатывают в рамках практик, бакалаврских и магистерских работ. Ребятам рассказали про аппаратную базу устройств, объяснили цели и задачи проектов с точки зрения разработки систем, основанных на знаниях. В заключительной части слушателям была представлена платформа Arduino: преподаватели и студенты ИСАУ провели знакомство со средой разработки и предложили написать простую программу для управления серводвигателем и диодом.

Мастер-класс по программированию на Scratch
Здесь школьники разрабатывали игру. Scratch – отличная среда для первых шагов в программировании. Благодаря простому и понятному интерфейсу ребята 4–7 классов легко смогли создать собственную игру, познакомиться с основными понятиями: «цикл», «алгоритм», «сцена», «спрайт».

Мастер-класс по программированию на C#
Учащиеся 8–9 классов научились создавать оконные приложения. Перед школьниками стояла задача по разработке секундомера. Для этого они познакомились с такими компонентами формы, как кнопка и лейбл, попрактиковались в создании красивого интерфейса для приложения, а также изучили синтаксис основных операторов в C#. Перед учащимися 10–11 классов была поставлена более сложная задача: разработка игры «Лабиринт» на платформе Unity. Лабиринт и объект, который должен был перемещаться, чтобы найти выход, были заготовлены заранее. Школьникам же было необходимо добавить кнопки, по которым объект мог бы двигаться в пространстве. В процессе выполнения задания ребята изучили понятие методов, их синтаксис в C# и почувствовали себя разработчиками игр. После успешного решения поставленной задачи школьники решили посоревноваться и на скорость искали выход из лабиринта.

Мастер-класс по разработке мобильных приложений
По его окончании школьники освоили азы создания приложения для операционной системы Android в среде App Inventor 2. Под руководством преподавателя все ребята смогли создать свое собственное приложение, позволяющее сделать фотографию друга, добавить к ней забавный пятачок и отправить получившийся шарж при помощи одного из установленных на устройстве мессенджеров. В процессе работы школьники также получили базовые знания об устройстве операционной системы Android, каким образом наши приложения взаимодействуют с ней, и какие команды выполняют неявным образом.

Мастер-класс по виртуальной и дополненной реальности
Ребята познакомились с тем, как устроен и работает шлем виртуальной реальности, как происходят отслеживание шлема и контроллеров в пространстве и перенос реальных движений в виртуальный мир. Студенты – ведущие мастер-класса, рассказали школьникам, как настроить комнату под VR, где можно создавать игры под VR самим, показали собственный проект, разработанный в Unity, а также познакомили с другими игровыми движками, поддерживающими VR: Unreal Engine 4 и CryEngine 5.

Впервые в этом году в рамках фестиваля прошла Школа информационной безопасности, учащиеся которой по отдельной углубленной программе в течение двух дней были погружены в анализ компьютерных и беспроводных сетей, способы технической защиты информации, анализ веб-уязвимости и многое другое. На мастер-классах, проводимых в рамках Школы, ребята работали с различным оборудованием и программным обеспечением, позволяющим анализировать защищенность объектов. По результатам прослушанных курсов участникам были выданы олимпиадные задания. Победители и призеры олимпиады получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении на направления ИСАУ.

В рамках мероприятия традиционно проводится научно-практическая конференция. Число заявленных докладов в этом году было столь велико, что в программу фестиваля было включено 2 секции конференции: для средних и старших классов. Тематика докладов была весьма разнообразной: от интерактивных учебников до систем безопасности, от разработки 3D-принтеров до роботизированных систем, от создания компьютерных игр и буктрейлеров до систем мониторинга и многое другое.

Победителями и призерам конференции стали:
Среди 48 классов:

Среди 9–11 классов:

Победители и призеры конференции награждены дипломами и ценными подарками и имеют возможность получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении на направления ИСАУ.

В завершение программы фестиваля для каждой возрастной группы участников была организована интеллектуальная игра «ИТ-квиз», в которой с энтузиазмом приняли участие школьники и их родители. Все команды были отмечены памятными сувенирами.

Оргкомитет фестиваля благодарит всех школьников, родителей, педагогов, наставников за активное участие, развитие и укрепление интереса к информационным технологиям, стремление к новому и перспективному. Мы рады, что по отзывам участников фестиваль был познавательным, разнообразным и интересным.

Фотографии с мероприятия доступны в официальной группе университета ВКонтакте, а также по ссылке.

4 апреля 2019 г.      127