РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ: ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА: Ц Ц Ц ОТКЛЮЧИТЬ:
События

Состоялся день открытых дверей базовых кафедр в ОИЯИ

20 января в государственном университете «Дубна» прошел День открытых дверей базовых кафедр в Объединенном институте ядерных исследований

К базовым кафедрам относятся:

-        кафедра биофизики факультета естественных и инженерных наук;

-        кафедра физико-технических систем факультета естественных и инженерных наук;

-        кафедра ядерной физики факультета естественных и инженерных наук;

-        кафедра фундаментальных проблем физики микромира факультета естественных и инженерных наук;

-        кафедра нанотехнологий и новых материалов факультета естественных и инженерных наук;

-        кафедра распределенных информационных вычислительных систем института системного анализа и управления;

-        кафедра персональной электроники института системного анализа и управления.

В мероприятии приняли участие 119 учащихся десятых и одиннадцатых классов средних школ Московской и Тверской областей (Дубна, Дмитров, Дмитровский район, Конаково). Программа Дня открытых дверей состояла из трех основных частей: выступление ректора Университета, обзорная экскурсия по университетскому кампусу, во время которой участники могли поближе познакомиться со студенческой жизнью и увидеть, возможно, будущее место учебы и экскурсия в Объединенный институт ядерных исследований.

Все части программы вызвали у школьников заметный интерес, однако, «изюминкой» мероприятия стало, безусловно, посещение Лабораторий Института. К сожалению, подробно познакомить будущих абитуриентов со всем ОИЯИ за один день оказалось невыполнимой задачей. Поэтому каждая из кафедр организовывала экскурсию по Институту в соответствии со своей собственной программой.

Заведующий кафедрой биофизики, директор Лаборатории радиационной биологии, член-корреспондент РАН Е.А. Красавин рассказал ребятам об основных направлениях деятельности Лаборатории и предоставил возможность подискутировать на тему пилотируемых полетов в дальний космос. После этого школьники смогли увидеть где и как делается современная наука: подержали в руках настоящий метеорит, увидели под микроскопом живые клетки, посчитали количество хромосом на метафазных пластинках и сравнили треки от тяжелых заряженных частиц и гамма-излучения в ядрах клеток лимфоцитов.

Школьники, заинтересовавшиеся работой кафедры физико-технических систем и кафедры персональной электроники, посетили Лабораторию физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А.М. Балдина. Им рассказали о физике тяжелых ионов, взаимодействии кварков и об устройстве многоцелевого детектора MPD проекта NICA. Ребятам показали зал изготовления и тестирования уникальных сверхпроводящих магнитов, ускоритель Синхрофазотрон и линейный ускоритель ЛУ-20 со сверхпроводящим циклическим ускорителем Нуклотроном, объяснили принцип действия нового линейного ускорителя HILAC будущего ускорительного комплекса проекта NICA.

Для будущих физиков (кафедра ядерной физики и кафедра фундаментальных проблем физики микромира) знакомство с Институтом началось с Лаборатории теоретической физики им. Н.Н. Боголюбова. Член-корреспондент РАН Д.И. Казаков рассказал об истории Лаборатории, о выдающихся ученых, работавших в ее стенах. Затем ребята посетили Лабораторию ядерных реакций им. Г.Н. Флерова, познакомились с некоторыми экспериментальными установками, узнали о принципах ускорения тяжелых ионов и их применении в производстве трековых мембран, а также о синтезе новых элементов Периодической таблицы Д.И. Менделеева с помощью ускоренных тяжелых ионов.

Участники Дня открытых дверей, интересующиеся проблемами современного материаловедения (кафедра нанотехнологий и новых материалов), посетили Научно-экспериментальный отдел ядерной спектроскопии и радиохимии Лаборатории ядерных проблем им. В.П. Джелепова, сектор рамановской спектроскопии (Центр «Нано-, биофотоника») Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка, занимающийся исследованиями в области конденсированных сред и Центр прикладной физики Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова.

Заведующий кафедрой распределенных информационных вычислительных систем и директор Лаборатории информационных технологий В.В. Кореньков познакомил гостей с направлениями научных исследований и достижениями Лаборатории. Перед школьниками выступили сотрудники лаборатории – выпускники Университета разных лет, которые рассказали о своем участии в различных научных мероприятиях, разработках и проектах, успехах в профессиональной деятельности. Программа завершилась экскурсией на базовую установку – Многофункциональный информационно-вычислительный комплекс (МИВК).

Первый опыт проведения Дня открытых дверей в этом формате показал большой интерес школьников к образовательным программам, связанным с деятельностью Объединенного института ядерных исследований. Очевидно, что такое мероприятие должно стать традиционным и, со временем займет важное место в профориентационной работе Университета.

23 января 2017 г.      340