RUS | ENG
Поиск:
Карта сайта Контакты
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Международный Университет природы, общества и человека "Дубна"

Обращение ректора

Информационная открытость

Об университете "Дубна"

Система образования

Программа развития исследовательского университета

Инновационный пояс университета

Руководство университета

Ученый совет

Структура университета

Диссертационные советы

Аспирантура

Международное сотрудничество

Библиотечный комплекс

Редакционно-издательская деятельность

Поступающим

Студентам

Студентам-заочникам

Дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка кадров

Довузовская подготовка

Среднее профессиональное образование

Дворец спорта "Олимп"

Социально-воспитательная работа

Центр просвещения имени академика А.Н. Сисакяна

Музей естественной истории

Информационно-образовательные ресурсы

Справочная информация

Обратная связь

Закупки

 
Поиск по библиотеке
 по фамилии автора
 по заглавию
 по персоналии
 по ключевому слову
 везде
Расширенный поиск
Поиск по словарям
 
Мы используем TeamLab Online Office

Иммануил Кант (1724-1804)

Университет "Дубна"

 »

Кафедры

 »

Общеобразовательные

 »

Кафедра устойчивого инновационного развития

 »

Портал: Международная школа устойчивого развития - Научная школа устойчивого развития (гос. регистрация № 0220712064)

 »

Научная деятельность

 »

Основополагающие труды

 » Иммануил Кант (1724-1804)


Кант
Немецкий философ и ученый, основоположник классического немецкого идеализма. Четвертый ребенок в небогатой семье шорника. Наречен в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает «с нами Бог». Всю жизнь прожил в Кенигсберге. С января 1757 г. по июль 1762 г. – российский подданный.
Биография
Иммануил Кант родился в 1724 году в Кенигсберге (ныне Калининград). Рождение в трудовой немецкой семье XVIII в. также означало приобретение особых нравственных устоев. Говоря о Канте, нередко используют термин «пиетизм», означающий богопочитание, богобоязненность, внутреннюю религиозность.
Кант учился в Фридериканской коллегии – хорошем по тем временам учебном заведение, где, прежде всего, обучали древним языкам. Кант изучал латынь и превосходно овладел ею. Он увлекался римскими писателями. Отдал дань изучению естественных наук. В школьные годы (1733/34 – 1740) окончательно определилась склонность Канта к гуманитарно-филологическим дисциплинам.
Жизнь вряд ли могла сулить сыну бедного шорника большие перспективы, если б не его неутолимая жажда познаний. Рано потеряв мать и отца, Кант влачил в юности нищенское существование. Бедность преследовала великого мыслителя почти до самой смерти: только на склоне лет он мог позволить себе купить небольшой домик.
С 1740 г., когда Кант был зачислен в Кенигсбергский университет, началась насыщенная трудом, учением жизнь. Кант впоследствии опубликует некоторые работы, которые задумал и начал писать еще в студенческие годы. В годы учебы в университете Кант уже думает над тем, как нужно формировать новую  философию. Он внимательно изучает философские системы предшествующих философов. В особенности привлекает его английская философия – учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница и, конечно, изучает произведения Вольфа. Проникая в глубины истории философии, Кант одновременно осваивает такие дисциплины, как медицина, география, математика, и настолько профессионально, что впоследствии смог преподавать их.
В 1745 году Кант закончил университет. Затем в течение девяти лет жил и работал домашним учителем в аристократических семьях, что давало материальные средства для занятий – на досуге – философскими исследованиями. В 1755 году получил звание приват-доцента университета. Следующие 15 лет, в ожидании профессуры, служил в Кенигсбергской дворцовой библиотеке в должности помощника библиотекаря. Этот период философского развития Канта называют «докритическим». В числе основных работ – «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Новое освещение первых принципов метафизического познания» (1755), «Грезы духовидца» (1766).
С 1770 года принято вести отсчет «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических. К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)». В этот период Кантом были написаны «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790) – фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Но даже далеким от философии людям известно его знаменитое изречение: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант — основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма
В так называемый «докритический» период Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной «туманности». В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Эти исследования сыграли свою роль в формировании диалектики. В философских работах «докритического» периода Кант наметил — под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма — различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах. Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта.
В 1770 году состоялся переход Канта к воззрениям «критического» периода; в 1781 году  появилась «Критика чистого разума», за ней были опубликованы «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В них последовательно излагались: «критическая» теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах «критического» периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии («метафизики», согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму — утверждению, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений», т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.
Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по Канту, тем, что в нашем сознании налицо «априорные» формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций. В разуме, по Канту, заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с точки зрения наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании Бога как безусловно необходимого существа.
Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет. Таким образом, разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование Бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д.
Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма «вещей в себе» и «явлений» и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в немецком классическом идеализме. В этике Кант провозглашал ее основным законом безусловное повеление (категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм Кант не смог: в этике — вразрез с формальным характером категорического императива — он выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала, которым является человек, и т. д. 
Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения ко взаимной выгоде для различных государств. При всех своих внутренних противоречиях учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.
Главные произведения
«Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «Новое освещение первых принципов метафизического познания» (1755), «Грезы духовидца» (1766), «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).
 
 
 
© 2006-2014 Университет "Дубна" В начало страницы